Юлия Александровна, расскажите, как Вы начали свой путь и стали директором школы?
Я вошла в профессию как педагог-психолог и учитель истории. Очень рано стала заместителем директора по учебно-методической работе. А уже через десять лет я стала директором. Переехала из Красноярского края в Нижегородскую область специально, чтобы возглавить здесь гимназию.
Какие ощущения были после первых дней работы директором?
Я пришла в гимназию с серьёзными традициями. Для меня было важно сохранить этот традиционный подход, потому что приход нового человека, так или иначе, сопровождается определёнными изменениями. Первые год-два мне потребовались на то, чтобы изучить и проникнуться духом гимназии. Мне нужно было пережить первый учебный год, чтобы понять, как проходят мероприятия, как работает коллектив, какие здесь ученики. Для меня приход в гимназию был радостным и приятным, поэтому стресса я не испытывала. Не нужно впадать в эмоции, а нужно ставить задачи и решать их. Я переживала только за то, чтобы стать «своей».
Что изменилось после завершения конкурса «Директор года России»? Он повлиял на Вашу профессиональную деятельность?
Скорее, не на деятельность, а на понимание, ощущение и на коммуникацию внутри команды. Конкурс показал наличие команды, так как участвовали вместе с коллективом. Нам открылись новые ресурсы и образовательные стратегии: мы обнаружили важные идеи развития нашей гимназии.
А почему решили принять участие в конкурсе?
Нам было что предъявить профессиональному сообществу. Для меня конкурс ‒ это всегда образовательная среда, где можно не только рассказать о школе, но показать, как решаются задачи, посмотреть, как другие справляются с этими задачами. С участниками мы продуктивно общались во время конкурса, а потом и после обменивались идеями. У меня появились единомышленники. Сейчас мы даже планируем поездки друг к другу.
После конкурса удалось ли Вам реализовать какие-то идеи в гимназии?
Скорее, практики, которые внедряют в других школах. Мы были готовы пробовать их, и получается довольно успешно.
В чём уникальность Вашей гимназии?
Мы находимся в закрытом городе – Сарове. Но уникальность в том, что мы, с одной стороны, закрыты, с другой ‒ открыты. Открытость в чём? Мы проводим различные мероприятия для детей, организуем стажировки для учителей, в том числе онлайн. Мы одни из первых, кто начал осуществлять повышение квалификации онлайн, что было удобно во время пандемии. Кроме того, наше образовательное учреждение входит в инновационную сеть проекта «Школ Росатома», который реализуется в городах присутствия Госкорпорации «Росатом». У нас высокий уровень образования, в гимназии уже много лет преподается английский язык на углубленном уровне, а в старшей школе есть предметы на английском языке – страноведение, зарубежная литература. В этом году гимназия вошла в десятку учреждений Нижегородской области по результатам сдачи ЕГЭ. Мы находимся на высокой позиции рейтинга Нижегородской области по поступлению выпускников в лучшие вузы страны. Для коллектива гимназии важен баланс между новациями и традициями.
А какие именно инновации Вы внедряете?
С 2015 года мы перешли на новый стандарт образования. Мы формируем с учащимися 10–11-х классов индивидуальные учебные планы. Наша гимназия за то, чтобы образование было максимально индивидуализированным. Например, если ребёнку нужна для поступления и дальнейшего образования биология, он ее изучает на углубленном уровне. Но есть и обязательные предметы, которые у всех одинаковы.
Что бы Вы посоветовали директору, который только начинает свою работу?
Нужно взять паузу и не испытывать слишком много радости или, наоборот, печали. Начинайте изучать атмосферу, педагогический коллектив, коллектив родителей и детей. От глубины понимания этих аспектов будет зависеть дальнейшая работа в учреждении. Приходя в школу, мы понимаем, что есть история и у школы, и у нового директора. Нужно эти две истории совместить. Коллектив в этом поможет: он любит делиться тем, что было, своими традициями. Я помню, как и учителя, и дети гордились, когда рассказывали мне о гимназии.