Что для Вас значил конкурс «Директор года России»?
Конкурс дал новый толчок и позволил оценить профессиональную деятельность. Я обзавелась новыми знакомствами, идеями. Конкурс открыл второе дыхание: я поняла, что мы двигаемся в правильном направлении и останавливаться на достигнутом просто недопустимо. Поэтому продолжаем работать с ещё большим энтузиазмом. Сегодня наша школа – это площадка по развитию личного потенциала учащихся. Это проект Сбербанка «Вклад в будущее» и многие другие.
За время конкурса «Директор года России» Вы познакомились с руководителями других общеобразовательных учреждений и всех вас объединяет единый статус. Каким, по Вашему мнению, должен быть современный директор?
Современный директор ‒ он и менеджер, и учитель учителей, и директор «АТП» – одним словом, многофункциональный работник. Кроме того, директор должен показывать пример, быть эффективным, чтобы повести коллектив за собой. У нас много всего происходит в режиме неопределённости, поэтому человек на этой должности должен быть многогранным и стрессоустойчивым.
Директор школы ‒ это человек, который должен подавать пример во всём. Какие ценности Вы стараетесь привить своему коллективу?
Добросовестность. Добросовестно в образовании я работаю уже 36 лет. К сожалению, бывают случаи, когда приходят учителя и рассматривают эту позицию как временную. Я не приемлю такой вариант, считаю, что моя работа – это служение. Может быть, сейчас так уже не модно, но, на мой взгляд, директор должен не только выполнять свою главную задачу, но и стремиться к лучшему. А отражается результат в наших учениках. Мы должны их научить, подготовить к жизни и выпустить таким образом, чтобы они всегда были благодарны школе. Так и подаю пример нашим педагогам.
А как Ваши ученики выражают благодарность школе?
У нас очень тесная связь не только с детьми, но и с нашими выпускниками. Раз в пять лет мы проводим проект «Встреча выпускников». Собираются до 1000 бывших учеников нашей школы, все из разных поколений. Они приходят на встречу, делятся своими достижениями, радостями, благодарят учителей. Для нас это важный показатель того, что мы отлично выполняем свою задачу.
Как Вы прививаете нравственные ценности ученикам?
У нас есть программы воспитательной работы. Мы создали центр патриотического воспитания «Наследники». У каждого класса есть свой воспитательный проект. Мы реализуем их уже с 2008 года. Например, «Моя Родина ‒ Россия», «Путешествие по стране Лукоморья», «Моя семья». Кроме того, на каждом уроке у учителя стоит задача не только образовательная, но и воспитательная.
Расскажите подробнее об одном из таких проектов.
Например, «Путешествие по стране Лукоморья». Это проект второго класса, где дети изучают сказки. Очень грустно стало, когда наши советские сказки ушли на второй план и дети читали или смотрели европейские. Цель нашего проекта – возвратить детей к истокам. Педагоги создали музей сказки, который находится прям в коридоре. Туда мы вывешиваем баннеры, ставим на стеллажи сказочные игрушки. И классный руководитель, согласно программе проекта, проводит мероприятия. Так, например, «Мы спасаем сказку» ‒ дети читают сказки, анализируют их и понимают: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
Что бы Вы посоветовали будущим участникам конкурса «Директор года России»?
Быть уверенными в своих силах и опираться на коллектив. Хороший директор – это умная голова. Но должна быть команда, которая вдохновляет и направляет. Сейчас очень напряжённый период ‒ нужно беречь учителей. От них зависит наша работа. И вот тогда всё получится. А на конкурсе хочется пожелать всем удачи.