Финалист конкурса «Директор года России — 2022», руководитель армавирской школы № 7 имени маршала Жукова Роман Шаламов — педагог с 19-летним стажем. В очередном интервью он рассказал, что общего между советским и нынешним поколением учеников, почему в его школе появится буккроссинг и как не растеряться на экзамене.
Чуть не стал врачом
- Что повлияло на ваш профессиональный выбор, подтолкнуло стать педагогом?
- Мои учителя истории Анна Семеновна Казачкова и биологии Раиса Михайловна Сидорова. Их уроки проходили творчески. Например, Раиса Михайловна перед занятием рисовала на доске цветным мелом яркие иллюстрации, развешивала плакаты, а Анна Семеновна так увлекательно рассказывала об исторических событиях, что невольно заслушивался весь класс. Они проводили нетрадиционные уроки, давали интересные дополнительные задания.
Склонность обучать у меня проявилась в пятом или шестом классе, когда отец сделал доску с черным покрытием. Сажал перед ней младшего брата и объяснял ему новую тему.
Девятиклассником мечтал стать врачом, но в одиннадцатом классе любовь к педагогике пересилила и поступил в армавирский педвуз на исторический факультет, который закончил с отличием.
Как прошли путь от учителя до должности директора школы?
- Начинал работать учителем истории в сельской школе станицы Прочноокопской Новокубанского района. Большое значение имеют первые годы профессиональной деятельности. Вчерашний студент, я с волнением пришел в школу, думая, как примет коллектив и ребята, многого на практике не знал, лишь в теории. Мне помогли почувствовать уверенность в себе, дали некий старт более опытные коллеги. И на третий год работы в 2005 году стал участвовать в профессиональных конкурсах.
В 2008 году перешел в гимназию № 1, которую сам окончил. Был заместителем директора Веры Викторовны Гуреевой, сейчас обращаюсь к ней за советами. Она для меня - пример талантливого руководителя, для которого нет неподъемных проблем и нерешаемых задач. Учителя, обучавшие меня, стали коллегами, я равнялся на них – это подстегивало делать свою работу как можно лучше. И четыре года назад меня пригласили на должность директора школы № 7.
Диалог вместо спора
- Как отнеслись к тому, что пришлось больше заниматься бумажной работой, чем проводить уроки?
- Прежняя должность заместителя директора также подразумевала меньше учебной нагрузки. Однако с некоторыми вопросами пришлось столкнуться впервые. Например, хозяйственные или финансовые, касающиеся заработной платы, ремонта. Вникнуть в это помогала административная команда школы.
- Переживали, принимая решение стать директором?
- Сомневался из-за того, что это другая мера ответственности. Но я рискнул и не жалею.
- Директор школы – руководитель большого коллектива, где у каждого свое мнение. Каким образом удается сплотить сотрудников?
- В спорных моментах всегда стараюсь вывести коллег на диалог, чтобы стороны услышали друг друга, после чего совместно обдумываем и принимаем решение.
- Какие проблемы пришлось решать после принятия должности?
- Самая первая – ремонт крыши. Прежний директор уже подготовил документацию, отремонтировал часть крыши. В этом году закончим приводить в порядок кровлю на двух постройках. На краевые средства инициировал ремонт в двух кабинетах, теперь там предметные кабинеты по русскому языку и литературе, обществознанию, проведен ремонт спортивной и, игровой площадок. При поддержке администрации города два года назад во дворе школы установили бюст маршала Жукова.
Какие права у педагога
- В феврале вы стали победителем конкурса «Директор школы Кубани-2022». Почему решили принять участие в нем?
- Чтобы познакомиться с опытом коллег других муниципалитетов, регионов, понять, чем «живут» другие школы. А еще дал пример своему коллективу, который всегда призываю к участию в профессиональных конкурсах. Каждый учитель, чтобы развиваться самому, обязан иметь индивидуальный образовательный маршрут.
- Мы уже обсудили это с ребятами. У нас появится буккроссинг – в специально отведенной зоне школьники смогут обмениваться понравившимися книгами.
Каждую учебную неделю будем начинать с гимна России, школы.
Введем утренние зарядки, чтобы ребята взбодрились перед началом уроков. Для начала они будут проходить раз в неделю – посмотрим на реакцию школьников, как воспримут задуманное. Есть еще интересные идеи, которые пока в процессе оформления.
- Впереди выпускные экзамены – важное событие для учеников 9 и 11 классов. Что вы можете сказать им, основываясь на своем профессиональном опыте?
- Желаю не сомневаться в своих силах и быть уверенными в себе. ОГЭ и ЕГЭ бояться не нужно. Если переволнуетесь, то дайте себе время собраться мыслями и рвитесь в бой – ведь к экзаменам вы готовитесь на протяжении долгого времени, а значит, незнакомых вопросов не увидите. Я и сам когда-то растерялся на вступительном экзамене, около 15 минут не знал, что писать. Но удалось взять себя в руки, в итоге получил хорошую оценку.
И не пасуйте перед трудностями, которые могут возникнуть на пути к вашей цели.
По материалам городской газеты "Армавирский собеседник"