Руководитель петербургской гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Павел Анатольевич Трошкеев второй раз участвует во Всероссийском профессиональном конкурсе «Директор года России». В этом году он вновь прошёл в финал профессионального состязания в числе тридцати управленцев со всей страны.
Павел Анатольевич считает, что несколько дней общения с финалистами конкурса дают в профессиональном совершенствовании гораздо больше, чем любые курсы повышения квалификации.
О том, как готовится и что ждет от финала, какими победами гордится и что считает уникальным в своей гимназии, Павел Анатольевич Трошкеев рассказал в интервью сетевому изданию «Дайджест петербургского образования», которое второй год подряд выступает информационным партнером конкурса «Директор года России».
– Павел Анатольевич, Вы прошлом году уже участвовали в финале. Расскажите, пожалуйста, как готовитесь к финалу в этом году?
– Никак. Всю работу в течение года можно рассматривать как подготовку к конкурсу. В любом значимом профессиональном конкурсе участник не изобретает что-то новое, он демонстрирует себя в разных форматах.
– Для Вас финал конкурса – это испытание или возможность открыть что-то новое в Вашей профессии? Как бы Вы описали свои ощущения, надежды?
– Финал конкурса позволяет наглядно продемонстрировать свои компетенции. Но основная ценность его – наличие высокопродуктивной среды, когда в течение нескольких дней ты плотно общаешься с самыми эффективными директорами из разных регионов, буквально насыщаешься новыми идеями и проектами. Несколько дней такого общения дают в профессиональном совершенствовании гораздо больше, чем любые курсы повышения квалификации.
Благодаря участию в финале конкурса в прошлом году я увидел много точек роста как для себя лично, так и для своей организации. Кроме того, профессиональное общение финалистов 2021 года активно продолжается, мы переписываемся, советуемся, встречаемся на различных мероприятиях. То есть фактически сформировался клуб самых продвинутых директоров России – площадка для обсуждения и выработки эффективных решений по любым управленческим вопросам.
– Попасть в финал всероссийского конкурса удается не каждому. Как Вы сами считаете – в чём Ваш секрет успеха?
– Никакого секрета здесь нет. Просто каждое дело, за которое берешься, надо делать хорошо, вкладываясь в него по максимуму. Правильно расставить приоритеты, чётко распланировать время, предусмотреть все мелочи. И тогда успех придёт сам собой.
– Есть ли у Вас талисман, приметы? Что поможет Вам победить в конкурсе: только Ваш профессионализм или есть что-то такое, что приносит удачу?
– Конечно, любых высоких результатов можно достичь только благодаря профессионализму. Но есть ещё два фактора, без которых успехи были бы невозможны.
Во-первых, это надёжная во всех отношениях команда, на которую всегда можно положиться. Когда участвуешь в конкурсе, ты должен быть уверен, что в учреждении в твоё отсутствие могут решить любые проблемы и справиться с любой задачей. Меня никто ни во время отсутствия, ни во время текущей работы не отвлекает по мелочам: каждый заместитель и руководитель подразделения сам на своём месте отрабатывает все вопросы и несёт полную ответственность за результат.
Во-вторых, меня очень поддерживают дети, с которыми мы готовимся, участвуем и побеждаем в различных конкурсах для школьников. Лучшая мотивация для ребёнка, ведущая его к победе, — это личный пример педагога. Если я воспитываю победителя, я прежде всего сам должен быть победителем. Например, недавно четверо ребят, наставником которых я являюсь, стали победителями Всероссийского конкурса «Большая перемена». Своими достижениями я мотивирую их, а они своими – меня. Я ведь должен им соответствовать.
– Чем уникально Ваше образовательное учреждение? Чем оно, по-Вашему, отличается от других?
– О своём учреждении я могу рассказывать очень долго. Сегодня оно является не только одним из самых крупных образовательных комплексов Санкт-Петербурга, где любой ребёнок и родитель может найти для себя любые образовательные возможности, но и представляет собой инновационную образовательную экосистему, которая стремительно развивается.
В прошлом году мы открыли первый в Санкт-Петербурге Детский технопарк «Школьный кванториум», 1 сентября этого года – уже в другом корпусе – Центр цифрового образования «Инфинити». Это уникальные образовательные пространства, наполненные современным оборудованием, которое используется как на основных уроках, так и в дополнительном образовании.
Создавая новые высокотехнологичные центры, мы перестраиваем старые депрессивные здания, вместе с учащимися разрабатываем дизайн-проекты эргономичных помещений-трансформеров, в которых не только удобно и приятно находиться в течение всего дня, но которые мотивируют на освоение новых знаний и компетенций.
У нас разнообразные связи с множеством социальных партнёров. Сейчас мы выстраиваем систему, когда учащиеся уже в 9 классе вместе с аттестатом об основном общем образовании будут получать свидетельство о первой профессии, а после окончания 11 класса смогут получить целевое направление от ведущих предприятий города для поступления в вузы-партнеры, а потом вернуться для работы на уже знакомое предприятие молодым специалистом.
И, наконец, в гимназии реализуется вертикальное и горизонтальное наставничество, которое определяет совершенно новый формат отношений между учителем и учеником и между учениками, нацеленный на совместную работу над проектами, командное взаимодействие и прокачку ключевых компетенций 21 века как у учащихся, так и у педагогов.
– Что Вы, как директор, считаете своей личной победой? Что Вам удалось сделать в образовательном учреждении такого, чем Вы можете городиться?
– Вместе с командой педагогов мы создали эффективное востребованное образовательное учреждение, которое отвечает любым новым вызовам и развивается в ногу со временем и быстро меняющимся миром.
Справочно
Всероссийский профессиональный конкурс «Директор года России» ориентирован на выявление наиболее талантливых и эффективных руководителей общеобразовательных организаций.
Учредитель конкурса – Министерство просвещения РФ, федеральный оператор – Центр просветительских инициатив Минпросвещения России.
В состав организационного комитета вошли представители Минпросвещения России; Московской области, которой осенью предстоит принимать очный этап; представители партнёров конкурса, а также директора образовательных организаций.
Материал подготовлен информационным партнером конкурса "Воспитатель года России" 2022 сетевым изданием «Дайджест петербургского образования»