Среди 30 финалистов Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России» 2022 года – три руководителя петербургских школ, в их числе директор средней общеобразовательной школы № 574 Невского района Марина Александровна Волкова.
По словам Марины Александровны, попасть финал такого значимого конкурса – это, прежде всего, новые возможности: «Возможность встречи с новыми людьми и новыми идеями, возможность самооценки и самоанализа. Впереди сложные, но безумно интересные конкурсные испытания. Волнуюсь, безусловно, но и ощущаю необыкновенный драйв. Чувствую радостное возбуждение своей команды, и это усиливает ответственность. Не жду победы – жду возможностей профессионального роста и творческой работы, жду рождения новых идей».
На участие в отборочном этапе профессионального состязания было подано 775 заявок от управленцев школ из 69 российских регионов. В чём секрет успеха тех, кто попал в заветную «тридцатку» финалистов?
«Никакого секрета нет, - рассказывает Марина Александровна Волкова. - Надо просто любить свою работу, верить в свою команду и не бояться выходить из зоны комфорта. И стремиться получать „независимую оценку“ своей работы – через профессиональные конкурсы, через публикацию опыта в профессиональных журналах, через участие в интересных проектах».
На вопрос «как она готовится к финалу», директор школы отвечает: «В первую очередь, анализирую. Думаю – какой опыт нашей школы будет более интересен для коллег. Проектов в школе множество, а нужно уложить рассказ в узкие временные рамки. Это, пожалуй, самое сложное сейчас. Понимаю, что финал – это успех всей образовательной организации, а не мое личное достижение. Поэтому очень стараюсь придумать – как показать мою любимую школу достойно».
О своей «любимой школе» Марина Александровна Волкова может рассказывать бесконечно, но главным, что отличает образовательное учреждение, которым она руководит, считает разнообразие образовательных возможностей: «У наших учеников есть возможность развиваться в самых разных направлениях. Во-первых, техническое направление: робототехника, 3D-моделирование, программирование и др. Во-вторых, иностранные языки и межкультурная коммуникация. Школа – член сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, мы взаимодействуем со школами разных стран, в том числе 12 лет проводили культурно-образовательные обмены с двумя школами Китая. В-третьих, для старшеклассников есть программа „Бизнес-образование“, реализуемая при поддержке Совета по малому предпринимательству при главе администрации Невского района Санкт-Петербурга и в тесном взаимодействии с малыми предприятиями Невского района. Мы развиваем волонтерство, в том числе экологическое, активно участвуем в проектах РДШ и „Большой перемены“. Работает проект «Волонтеры чтения». Телестудия, музей российско-китайской дружбы, спорт… Все перечислить нелегко. Главное – для каждого ребенка найдется возможность для реализации его индивидуальных способностей. Важно и то, что все это – не отдельные проекты, а гармоничная экосистема, направленная на сохранение эмоционального здоровья и учеников, и учителей».
Как директор Марина Александровна Волкова гордится, что школа очень востребована: «16 лет назад я приняла школу, в которой было 303 ученика при плановой наполняемости 900 человек. Сейчас у нас 1300 учеников, и школа пользуется в районе большой популярностью. Это по-прежнему простая общеобразовательная школа на окраине города, но теперь она очень востребована. Родители ценят уникальный педагогический коллектив, который собрался в школе, доброжелательность и внимание, которыми окружены дети, нашу открытость и готовность к диалогу. А ученики ценят уютные образовательные пространства и насыщенную, разнообразную, интересную жизнь школы. И я воспринимаю это как личную победу, к которой, шаг за шагом, приближалась не один год».
Каждый конкурс, через которые пришлось пройти, по словам Марины Александровны, был неоценимым опытом: «Не все конкурсы привели к победе, и, пожалуй, конкурсы, в которых не удалось победить, были даже более важны, потому что заставили работать лучше. Искренне благодарна я всероссийскому конкурсу „Директор школы – 2010“. Это был первый опыт, который научил меня анализу и систематизации управленческой деятельности. И то, что я стала его лауреатом, помогло мне поверить в себя».
Если говорить о школе, то особенно гордится директор проектом, который в педагогическом коллективе называют «китайским»: «Еще в 2008 году мы начали в школе изучать китайский язык и китайскую культуру, подписали договор о сотрудничестве с Шанхайской школой иностранных языков при Университете иностранных языков, реализовали первый обмен. Тогда никто не верил в успех этого проекта. Немало трудностей пришлось преодолеть. Но я всегда была уверена, что «дорога в тысячу ли начинается с первого шага», и видела перспективу. Время показало, что выбор вектора развития был верным, а дорога привела к успеху. Именно этот проект научил меня не пасовать перед трудностями, верить в себя и свою команду, просчитывать риски и идти к мечте».
По секрету Марина Александровна рассказала, что есть и примета, которая поможет в финале: «Когда я только прочитала условия конкурса, я подумала: выступление в TED-формате я начну вот с этого, а когда команда будет работать над кейсом, то новые члены команды смогут проявить себя, и команда станет более сплоченной. Именно так: не „если“, а „когда“. Не раз замечала, что такая интуитивная формулировка – главная примета успеха».
Источник: Центр регионального и международного сотрудничества.
Фото: из личного архива М.А. Волковой.