Антон Ковалев: «Учитель должен быть не только у доски, но и по жизни»
Финалист Всероссийского профессионального конкурса «Директор года России» 2021 года поделился откровенной историей из жизни своей школы и рассказал об уникальной проектной деятельности для учащихся
Что изменилось в Вашей профессиональной деятельности после участия в конкурсе «Директор года России»?
Конкурс – это возможность осознания себя на месте директора. Это был ценный опыт. Во-первых, я посмотрел на себя в сравнении с директорами различных регионов. Для меня важно было узнать, насколько я конкурентоспособен. Во-вторых, конкурс подарил мне новые профессиональные знакомства. Мы до сих пор общаемся, делимся идеями. Я бы сказал: у нас дружеское общение. В-третьих, после конкурса я другими глазами посмотрел на свою работу и работу коллег. Я сделал вывод, что финалисты – это директора, которые выступают за движение образования, которые постоянно развивают свои навыки, потенциал педагогов, школу.
Расскажите о своей школе. Чем она уникальна?
Для каждого руководителя своя школа всегда уникальна. Наша школа открыла новое строение, не потеряв старого. То есть у нас образовательное учреждение – в двух строениях. Я разработал внутреннюю систему распределённого лидерства среди педагогов. Мы предоставляем любому педагогу возможность развить лидерские качества. Не каждый руководитель даёт возможность своим подчинённым почувствовать себя управленцем. Я могу предложить работнику разработать и реализовать проект, набрать команду. Также мы являемся школой патриотизма. Я не боюсь вывести детей в лес, разбить палаточный лагерь, походить по местам боёв и вечером посмотреть военный фильм с последующим обсуждением. Кроме того, мы являемся партнёрами Музея Победы на Поклонной горе. У нас музей не в закрытом пространства, а в открытых рекреациях. Дети ежедневно находятся среди экспонатов.
Какие мероприятия проводятся в школе для развития творческого потенциала у детей? Можете привести пример одного проекта?
Проект имеет одноимённое название с телевизионным шоу «Две звёзды». Он уникален для Калуги. Проект нацелен на развитие творческого потенциала детей и их семей. В качестве одной звезды выступает работник школы. Это и медсёстры, и учителя, и директор. А вторая звезда – ребёнок или член его семьи. Участники проходят несколько отборочных туров, и лучшие номера попадают на гала-концерт. Всё это очень профессионально: свет, звук, работа хореографов, билеты. Кроме того, в зале находится компетентное жюри. Проект помогает объединить все семьи, участников образовательных отношений. Это абсолютно не школьный уровень.
Есть ли у Вас школьная форма и как Вы относитесь к свободной форме?
Понятие школьной формы законодательно отсутствует. У нас есть локальный документ – «Требования к внешнему виду учащихся». Школьная форма может вводиться в лицеи, гимназии, то есть в учреждения более узкой направленности. Я считаю, что одеть 4 000 детей в одну форму – это неправильно. А требования к внешнему виду организуют. Если на любого человека одеть форму, то у него даже походка меняется. Давайте приведём пример. В шлёпках, шортах на пляже я нахожусь в расслабленном состоянии, мозг отдыхает. Как только я выйду на работу в деловом стиле, мой мозг будет работать по-другому. То же самое и у детей. Я всегда говорю: форма влияет на результат деятельности. Для меня это важно. Всегда были дети, которые нарушают устав. Им удобнее надеть то, что не мнётся. Это, к сожалению, бич современной жизни: упрощённое восприятие важных вещей.
Был ли в Вашей профессиональной деятельности случай, который Вы никогда не забудете?
Это трагичный случай. Ребёнок во время разгара ЕГЭ теряет семью и остаётся сиротой. Мне звонит классный руководитель, и я выезжаю в полтретьего ночи к нему. Я понял, что никто, кроме меня, ему не поможет, потому что он переехал из другого региона. Умирает сначала мама, а на следующий день бабушка. А завтра у него экзамен. Я решаю похоронные вопросы и в то же время оказываю психологическую помощь ребёнку. Я забрал его к себе, убедил, что надо идти на экзамен. И далее он поступает в Бауманский университет, я помогаю ему с общежитием. Сейчас он уже устроился в жизни. Я считаю, что именно такие учителя должны быть. Учитель должен быть не только у доски, но и по жизни.
Что бы Вы посоветовали будущим участникам конкурса?
Желаю всем директорам успеха, а самое главное – получить профессиональный кайф в хорошем смысле слова. Это уникальная площадка для реализации, обучения и опыта. Это содружество. Я приехал после конкурса и был по-новому заряжен на работу. И этот заряд не проходит: я понимаю, что и дальше нужно двигаться именно в таком ключе.